Четверг, 19.07.2018, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [17]
Наш опрос
Суммы единой денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг:
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Вход в систему
Погода
Главная » Статьи » Мои статьи

Методический материал к профсоюзному уроку
Цель урока: ознакомление старшеклассников с основными статьями Трудового кодекса, в которых закреплены их трудовые права, а также с функциями профсоюзов. Оборудование: слайды «Профсоюзная азбука», карточки   Ход урока: 1.Проверка домашнего задания, в процессе которого учащиеся получили дополнительную информацию по предпочитаемой профессии.   2.Знакомство с Трудовым кодексом РФ. Учитель: Ребята, вы узнали, какому типу профессии вы отдаете предпочтение, познакомились с некоторыми профессиями, узнали о рабочих вакансиях в нашем городе (области, селе). Скажите, а вам приходилось самим работать? И могут ли в нашей стране работать ваши сверстники? Ожидаемый ответ – «да», «нет». Учитель: Ответить на вопрос о том, могут ли работать несовершеннолетние, нам поможет Трудовой кодекс Российской Федерации, который регулирует отношения между работодателями и работником. С некоторыми статьями из кодекса мы сейчас поработаем. Учитель раздает учащимся статьи ТК РФ. После выполнения заданий, группы представляют результаты работы. Учитель комментирует выступления, в случае необходимости корректирует их.(15 мин, из них 7 – подготовка, 8 – обсуждение)   3.Знакомство с целями и задачами профсоюзов. Учитель: Мы познакомились с несколькими статьями ТК РФ, который действует у нас на сегодняшний день. В нем14 разделов, 424 статьи. Как вы думаете, зачем законодателю понадобилось такое количество статей в кодексе? Ожидаемый ответ – законодатель старается предусмотреть все стороны взаимоотношений между работниками и работодателями для того, чтобы максимально избежать конфликтных ситуаций. Учитель: Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, и если они все же вылились в конфликт, то как его можно цивилизованно разрешить? Ожидаемый ответ – через суд. Учитель: Верно, многие конфликтные ситуации, действительно разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию. Ребята, кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?(5 мин) Учитель предоставляет слово ученику, который дает историческую справку о возникновении профсоюзов или рассказывает сам.  При подготовке сообщения учитель может использовать книгу об истории профсоюзов в Саратове, автором которой является Рогожин Е.С., председатель Облсовпрофа, брошюру «Саратовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ  в год 100-летия Профсоюза (история, факты, дела…) (7 мин)             4.Подведение итогов урока.    . Учитель: Сегодня профсоюзы активно участвуют в общественной жизни страны, отстаивают интересы трудящихся в противостоянии с работодателем и государством. Одним из самых распространенных лозунгов, с которым выходят трудящиеся на митинги и демонстрации, организованные профсоюзами, является лозунг «За достойный труд в 21 веке». Как вы думаете, какой смысл в эти слова вкладывают организаторы митингов? Да и что такое «достойный труд»? И почему труд в 21 веке должен быть достойным? Ожидаемый ответ – достойный труд хорошо оплачивается, человек любит свою работу, др. Молодежи нужно продуманно выбирать свой трудовой путь. Профсоюзная организация защищает работника. Учитель подводит итоги занятия, выделяя наиболее удачные ответы ребят, и просит их дома поговорить с родителями об их трудовых правах..     Приложение №1 Задание для работы в группах (знакомство с Трудовым кодексом РФ ). 1. Прочитайте документ и заполните пропуски в тексте: Трудовой кодекс РФ (по состоянию на 10 марта 2009 г.) Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора Заключение трудового договорадопускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.В случае получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключить лица, достигшие пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Статья 92 Сокращенная продолжительность рабочего времени Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: – для работников в возрасте до шестнадцати лет – не более 24 часов в неделю; – для работников в возрасте от шестнадцати до 18 лет – не более 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста. Статья 94 Продолжительность ежедневной работы (смены) Продолжительность ежедневной  работы (смены) не может превышать: – для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов; – для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, 2. Вопросы на обсуждение: 2.1. С какого возраста допускается трудоустройство несовершеннолетних, при каких условиях? 2.2.Какова продолжительность рабочей недели и рабочего дня для несовершеннолетних? 2.3.Какие условия должен соблюдать работодатель, принимая на работу несовершеннолетних? Приложение №2 Историческая справка о появлении первых профсоюзов в мире и у нас в стране. Функции профсоюзов сегодня. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».) Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза. Учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы. Школьники, как не занимающиеся профессиональной деятельностью, не могут быть членами профсоюза. Право на объединения в профсоюзы – одно из важнейших демократических прав граждан Российской Федерации, закрепленное Конституцией (ст. 30) и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл. I, ст. 2). Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем (директором завода, школы, фирмы) и органами власти (Правительством РФ, Правительством Москвы, Министерствами и ведомствами). Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18 – 19веков с появлением наемного труда на производстве. Противоречия между промышленниками собственниками и рабочими привели к формированию самосознания рабочих, осознанию им необходимости объединения в организацию, отстаивающую их социально-экономические интересы (продолжительность рабочего дня, условия труда и их безопасность, уровень заработной платы). Труд был тяжелым и незащищенным. Продолжительность рабочего дня составляла от 13 до 15 часов. Оплачиваемого отпуска не было. Предписания на фабриках были строгими и не допускали перерывов для отдыха. Любое противодействие вело к вычетам из заработной платы и даже увольнениям. Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании были моложе 18 лет и половину из них составляли женщины и дети. Несчастные случаи на производстве были частыми и различными по своему характеру: от взрывов паровых машин до потери рук или ног в результате несчастных случаев. Металлургия была  опасна из-за возможности получения ожогов. Хлопковая пыль на ткацких фабриках приводила к астматическим заболеваниям. У горняков развивался силикоз при вдыхании шахтной пыли, свинцовая болезнь поражала типографских рабочих. Эти болезни, получаемые вследствие несоблюдения мер предосторожности, представляли серьезную опасность для здоровья. К 40 годам практически все фабричные рабочие имели профессиональные заболевания, однако никакой закон не защищал рабочих от риска, связанного с профессией. Обострение взаимоотношений наемных работников и работодателей часто приводило к стихийным выступлениям – рабочие покидали предприятие и отказывались снова приступать к работе, пока их требования не были удовлетворены хотя бы частично. Но эта тактика могла принести успех, только если с протестом выступали не отдельные недовольные, а крупные группы рабочих. Профсоюзное движение первоначально было чисто мужским, женщин в профсоюзы не принимали. Этим не без успеха пользовались предприниматели: используя новейшие разработки в области техники, упрощающие труд наемного работника, работодатели стремились заменить рабочих-мужчин на женщин, как на более дешевую и менее организованную рабочую силу, привлекая их в качестве штрейкбрехеров. Так как право женщин на работу не признавалось даже их же коллегами-мужчинами, женщинам Англии пришлось создавать свои собственные профессиональные организации. Наиболее массовое из них, «Общество защиты и охраны женщин» (впоследствии ставшее Женской профсоюзной лигой),смогло в 1874–1886 организовать около 40 профсоюзных отделений для женщин-работниц. Лишь в начале 20 в. в Англии произошло слияние мужских и женских профсоюзов. Но и в наши дни в Англии, как и в других странах, доля членов профсоюзов среди женщин-работниц заметно ниже, чем среди работников мужчин. В начале 20 века профессиональные союзы Англии объединяли более половины всех рабочих страны (в 1920– около 60%). Такая высокая организованность профсоюзного движения надолго сделала его влиятельным участником политической и экономической жизни страны. Становление и развитие профсоюзного движения в разных странах происходило в целом по английскому образцу, но с запаздыванием и разными темпами. В России профсоюзы появились значительно позже, что было связано с тем, что она долгое время оставалась аграрным государством, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих. Датой рождения российских профсоюзов считается начало октября 1905года, когда впервые было создано объединение отдельных профессиональных союзов. За свою столетнюю историю в каждый из исторических периодов профсоюзы выполняли свою главную задачу – представление интересов трудящихся. Главными лозунгами современных российских профсоюзов стали «Зарплата! Занятость! Законность!», что наиболее отвечает сегодня запросов трудящихся. У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции, позволяющие сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности: -организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.); -регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда, организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.); -защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка); -представительская (профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной власти, объединениями работодателей); -контрольная (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует  вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников; -информационная. В период, когда время от времени принимаются законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений, профсоюзы зачастую являются единственным источником своевременной и достоверной информации. В современных социальных науках, политологии часто применяется термин «гражданское общество». Можно попросить учащихся дать варианты ответов, проясняющих, как они понимают этот термин. В условиях гражданского общества главным механизмом принятия решения является демократический, то есть учитывающий мнения различных социальных институтов общества, а не только государственных. (Далее учителю предлагается развить данную тему, используя современность). Одним из важнейших общественных институтов являются профсоюзы. Профсоюзы формируются на следующих принципах: -добровольности (вступления и выхода); -независимости и неподотчетности власти; -равенства (каждого члена профсоюза по отношению к другим); -гласности деятельности и коллегиальности принятия решений. Что относится к социально - экономическим и трудовым интересам работников? К экономическим интересам относятся: -уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь -уровень пенсионного обеспечения К главным социальным интересам работников можно отнести: -отсутствие безработицы -гарантию занятости (получение места работы с учетом образования и желания работника) -социальное страхование (оплата листа нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком и т. д.) -обеспечение льгот (например, санаторно-курортное лечение), обеспечение жильем. К трудовым интересам работников относятся: =условия труда (система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда); =«социальный пакет» – дополнительные льготы и гарантии на рабочем месте, в том числе в результате переговоров работодателя и профсоюза; =гарантия сохранения рабочего места, выполнение трудового законодательства.   Далее учитель останавливается на примерах  защиты социально-трудовых прав Профессиональным союзом работников народного образования и науки РФ.   Рекомендуемый список литературы для учителя:   1.Е.С.Рогожин Профсоюзы: история, лидеры, проблемы. Саратов, региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1997г. 2.Российский профсоюз работников народного образования и науки: становление, социальные проблемы и коллективные действия. Москва, 2002г. 3.Саратовская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ в год 100-летия профсоюзов России (история, факты, дела…) Саратов, областная организация Профсоюза, 2005г.     Материал подготовлен областным методическим советом по организации профсоюзных кружков.
Категория: Мои статьи | Добавил: sovetskiy (16.08.2011)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья в сети
Друзья сайта

Гос.услуги
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Профком Советского района © 2018Сделать бесплатный сайт с uCoz