Целью
кооператива «Учитель» является оказание социально-финансовой помощи своим
членам «в ускорении решений их конкретных проблем посредством кредитования».
Первоначальный капитал для кредитования
создавался взносами членов, вступающих в кооператив. Поскольку вступительный и
ежемесячный взносы были малы, начальный капитал создавался достаточно долго. Первые
кредиты выдавались редко, так как приходилось ждать накопления средств. Сейчас
кооператив выдает в среднем 5-6 кредитов в месяц и каждый, как правило, на
сумму 10000 руб.
Первый
кредит был получен 28 апреля 2001 года. С тех пор, за пять с лишним лет работы Кооператива,
его услугами уже воспользовались более
350 человек. Поскольку процент на кредит в «Учителе» достаточно низкий, его
услуги пользуются популярностью. Все большее число учителей вступает в
кооператив. Если в начале деятельности, в кооперативе состояло всего 20
человек, в данный момент членами кооператива является более 400 человек из 18
районов Саратовской области и города Саратова.
Поскольку
многие члены кооператива являются жителями отдаленных от Саратова районов или
жителями сельской местности, для многих из них – это единственная возможность
решить свои проблемы относительно безболезненно в финансовом плане. Поэтому
желающих взять кредит достаточно много.
Для
развития Кооператива и притока новых средств, необходимо увеличение членства.
Этой цели и посвящено данное письмо. В ней обобщается опыт тех председателей
районных и городских комитетов, которые ведут активную работу со своими членами
профсоюза по вступлению в Кооператив и их кредитованию.
Материал для
данного письма был предоставлен :
Алевтиной Сергеевной Антиповой –
председателем Балаковского горкома профсоюза.
Еленой Викторовной Бардиной – председателем
Новоузенского райкома профсоюза;
Любовью Ивановной Семеновой – председателем
Ртищевского горкома профсоюза;
Ниной Александровной Юшковой – председателем
Балашовского райкома профсоюза;
Первым этапом приглашения
для вступления в Кооператив, является предоставление информации как можно
большему количеству людей. В Балаковском и Новоузенском районах, например,
информация регулярно дается на совещаниях председателей первичных организаций и
на совещаниях руководителей.
Помимо устного изложения,
рекомендуется подача информации в виде
листовки, программки или других видов рекламы. В них коротко должны быть
указаны условия приема в Кооператив, условия получения кредита и его погашения.
Следующим шагом является
регистрация и учет вступивших членов. Для данных целей используется разная
методика. Помимо экземпляра вступительного заявления-анкеты, это может быть
картотека, лицевые счета, тетрадь, в которую вносятся все данные членов
Кооператива. Если Вы владеете компьютером, это может быть электронная база
данных, созданная с помощью одной из программ-оболочек. Однако, в последнем
случае необходимо дублировать все электронные сведения на бумажных носителях,
т.к. компьютерные базы могут содержать ошибки, либо может произойти потеря всех
электронных сведений.
Один из вариантов – образец карточки для регистрации членов Кооператива
приводится здесь:
Анкетные данные
необходимы для того, чтобы быстро найти любого члена Кооператива в случае
возникших затруднений с выплатами. Дата подачи заявления на кредит позволяет
выверить, кому положено получать кредит по очереди. Дата сдачи взноса, сумма и
подпись, поставленная членом Кооператива, позволяет избежать в дальнейшем
недоразумений.
Немаловажным является
правильное информирование членов при вступлении в Кооператив. Необходимо
предупреждать вновь вступивших о том, что первый кредит, как правило,
предоставляется, в среднем, спустя шесть месяцев после вступления в Кооператив
и при том условии, что на текущем счету будет лежать пятая часть требуемой
суммы. Кроме того, нужно сказать о требуемых документах: поручительстве, заверенном
нотариусом и ходатайстве от районного или городского комитета профсоюза. В
некоторых районах поручительства для взятия кредита вместе с ходатайствами
выдаются горкомом или райкомом профсоюза. В Балаковском районе решения о даче
поручительства принимаются на заседании президиума горкома профсоюза.
Поручительства регистрируются как исходящие документы
Два раза в год
рекомендуется просматривать картотеку для выявления должников или тех членов
Кооператива, которые платят взносы по кредиту нерегулярно. Здесь помогут записи
в личных карточках, где указаны все взносы и сроки их выплат.
Картотека является более
удобным способом ведения документации еще по одной причине. При выходе из
Кооператива карточка просто изымается из картотеки. В том случае, если записи
ведутся в тетради, изъять информацию труднее. При изъятии карточки необходимо
указывать на ней дату выхода и сумму
выплат по возврату текущих взносов.
Если картотека не
ведется, все денежные поступления должны фиксироваться в ведомостях. Желательно
вести разные ведомости по текущим взносам и
по погашению кредитов. Данные, которые необходимо указывать в таких
ведомостях приводятся в образце:
Дата
ФИО
Сумма
Подпись
Вещественным
доказательством принятия взноса, являются квитанции к приходным кассовым
ордерам, которые выдаются бухгалтером Кооператива. Эти квитанции можно выдавать
членам Кооператива при очередной уплате взносов.
Все эти рекомендации вы можете использовать
при работе с членами Кооператива. Желаем
Вам успехов!