Рассмотрев
ситуацию по оплате труда работников бюджетной сферы, Совет Ассоциации отмечает
сохранение серьезных проблем.
Новые
системы оплаты труда, реализуемые в настоящее время в субъектах РФ, не только
не привели к существенному увеличению размеров заработной платы в подавляющей
части государственных и муниципальных учреждений, но и обусловили ряд новых
проблем, снижающих эффективность реформы в этой сфере. Практически повсеместно
отмечается сокращение дифференциации в уровнях оплаты труда
высококвалифицированных специалистов и работников неквалифицированного труда;
существенное различие в заработной плате специалистов одного уровня
квалификации в разных субъектах РФ и даже в учреждениях одного субъекта РФ;
отсутствие реальных финансовых возможностей для стимулирования качественного и
эффективного труда.
Это
в значительной степени обусловлено минимизацией государственных гарантий,
заложенной в основу проводимой реформы; крайне недостаточными объемами
дополнительного финансирования введения новых условий оплаты и реализации
увеличенного с января 2009года минимального размера оплаты труда (МРОТ);
отсутствием, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, муниципальных
образованиях, реальных мер по реализации нормы Трудового кодекса РФ в части
индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на
товары и услуги.
Одновременно
Совет Ассоциации выражает озабоченность правовой неурегулированностью в части
обеспечения гарантий минимального размера оплаты труда работников.
Необходимо
напомнить, что сразу после внесения в апреле 2007 года поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации,
изымающих из его 129 статьи определение МРОТ, и, как следствие, неоднозначное
толкование на местах норм Трудового кодекса РФ в части включения в размер МРОТ
различных выплат, появились случаи обращения работников в судебные инстанции с
исками об ущемлении их экономических интересов.
ФНПР
однозначно отвергла включение компенсационных, стимулирующих и социальных
выплат в вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты, как
конституционной гарантии.
Эта
позиция использовалась многими профсоюзами и их территориальными объединениями
при поддержке членов профсоюзов, обратившихся в суд с иском о недоначислении
заработной платы.
10
марта 2010 года постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утвержден
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года. В нем
было приведено разъяснение Верховного Суда по вопросу включения в величину
минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы
работника компенсационных и стимулирующих выплат.
По
существу, Президиум Верховного Суда РФ подтвердил позицию ФНПР о размере
минимальных тарифных ставок и окладов.
Однако
Президиум Верховного Суда РФ постановлением от 16 июня 2010 года отозвал свое
разъяснение о порядке установления минимального размера оплаты труда.
Аргументация данного шага до настоящего времени не предана гласности.
Учитывая
изложенное, Совет Ассоциации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
-
организовать проведение на местах информационно-разъяснительной работы с
целью инициировать обращение работников по данному вопросу в судебные органы;
-
оказывать методическую и юридическую поддержку при обращении членов
профсоюзов в суд за взысканием недоначисленной заработной платы;
-
оперативно информировать центральные комитеты профсоюзов о судебных
решениях по данному вопросу.
-
поддержать общепрофсоюзную кампанию «МРОТ – по закону!»;
-
инициировать рассмотрение этого вопроса на заседаниях соответствующих
трехсторонних комиссий;
2. Президиумам
(Исполкомам) центральных комитетов профсоюзов-членов Ассоциации:
-
продолжить мониторинг ситуации на местах в части обеспечения гарантий
прав работников на дифференцированную оплату труда с учетом уровня подготовки,
квалификации, специфики и сложности производственной деятельности, условий
труда;
-
постоянно инициировать в рамках социального партнерства в органах
законодательной и исполнительной власти предложения по внесению поправок в
правовую базу, регламентирующую вопросы оплаты труда, в том числе установления
и финансового обеспечения МРОТ, стандартов оплаты труда работников, индексации
в 2010 году фондов оплаты труда учреждений с целью реального повышения заработной
платы работников.
3. Совету Ассоциации в
случае отсутствия конкретных результатов в переговорном процессе с органами
законодательной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ по
реализации указанных выше требований профсоюзов в сфере оплаты труда:
-
провести консультации с руководящими органами членских организаций
Ассоциации о целесообразности организации в IV квартале с.г.
коллективных действий в формах, предусмотренных действующим законодательством;
-
до 01 октября 2010 года обобщить информацию Президиумов (Исполкомов)
центральных комитетов профсоюзов-членов Ассоциации с целью принятия решения о
необходимости коллективных действий, процедуре их организации и проведения.